Кузнецковедение
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кузнецковедение»
Руководитель программы – Чубова Зинаида Николаевна;
Должность: заведующий туристско-краеведческим отделом, педагог дополнительного образования;
Квалификационная категория: высшая;
Образование: высшее профессиональное, окончила – НГПИ (1980г.), квалификация – учитель географии;
В ЦТиК работает с 1982 года;
Опыт работы: трудовую деятельность начала с 1998 года;
Телефон: 8-(3843)-74-42-88
E-mail: cetur42@rambler.ru
Направленность: туристско-краеведческая;
Возраст учащихся: 12-17 лет;
Срок реализации программы: 4 года
Новизна: определяется включением в нее раздела «Начальная туристская подготовка и спортивное ориентирование», а также введением, на втором году обучения, отдельного раздела – «Основы геологических знаний».
Параллельно с изучением своей семьи, родного края, учащиеся осваивают основы геологических дисциплин, навыки начальной туристской подготовки, ориентирования и технологию учебно-исследовательской деятельности. Поскольку реализация Программы «Кузнецковедение» предусматривает тесную связь обучения с жизнью, учащиеся овладевают умением применять полученные знания на практике – в процессе учебной деятельности в школе и своей обычной повседневной жизни, приобретают «умение учиться».
Актуальность: обусловлена тем, что сегодня в нашем обществе на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности. Это означает переход от задачи обеспечения доступности и обязательности образования к задаче проектирования пространства персонального образования для самореализации личности.
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саде, который они возделывали, в вещах, которые им принадлежали, значит, он не любит их. Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране…Ребенок учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков». Эти слова академика Д.С.Лихачева являются сегодня важными для подрастающего поколения. Бережное отношение к прошлому есть созидание будущего. Прошлое и будущее должно стать своим для каждого ребенка, такую возможность дает данная Программа «Кузнецковедение».
Цель программы: удовлетворение потребности личности подростка в самообразовании и саморазвитии и стремлении к активному познанию и творчеству средствами туристско-краеведческой деятельности.
Планируемые результаты:
В итоге освоения Программы учащимися объединения «Кузнецковедение» могут быть достигнуты следующие результаты.
Личностные результаты, которые они приобретут в процессе освоения данного курса: готовность и способность к саморазвитию, самообразованию и личностному самоопределению; этические чувства доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, взаимовыручки, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей; дисциплинированность, терпение, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказание бескорыстной помощи окружающим, умение находить с ними общий язык и общие интересы в преодолении определённых трудностей; уважительное отношение к иному мнению; овладение навыками сотрудничества с взрослыми людьми и сверстниками; творческая и социальная активность.
Метапредметные результаты, которые характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся. Проявляются в познавательной и практической деятельности. Это, например, умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить учебные задачи, работать на результат; умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы и т.п.; умение сотрудничать с взрослыми людьми и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов других людей;
Учащиеся достигнут предметных результатов, которые включают освоенные учащимися умения и навыки, специфические для данной предметной области, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами и применение их на практике (олимпиады, конференции, профильные лагеря, творческие отчеты).
Таким образом, занятия в объединении позволят удовлетворить познавательную потребность, мотивировать личность ребенка к познанию окружающего мира, будут способствовать формированию общей культуры подростка. Туристско-краеведческая деятельность, которую предусматривает данная программа, рассматривается как «образовательное и воспитательное средство», где выделяется, в первую очередь, ее обучающая функция, основу которой составляет краеведение. Освоение программы дает возможность готовиться и выступать на краеведческих и геологических олимпиадах, конкурсах, викторинах, соревнованиях по спортивному ориентированию.