Комплексная туристская подготовка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Комплексная туристская подготовка»
Руководитель программы – Петров Евгений Александрович;
Должность: заведующий спортивно-туристским отделом, педагог дополнительного образования;
Квалификационная категория: высшая;
Образование: высшее профессиональное, окончил – КузГПА (2005 г.), квалификация –педагог по физической культуре;
В ЦТиК работает с 2009 года;
Опыт работы: трудовую деятельность начала с 2004 года;
Телефон: 8-908-943-29-89
E-mail:pevga@mail.ru
Направленность: спортивно-туристская;
Возраст учащихся: 12-18 лет;
Срок реализации программы: 4 года
Новизна: приоритетными в программе являются метапредметные и личностные результаты образования, в зависимости от этого осуществляется отбор содержания программы и оценка ее результативности.
Актуальность: способствует решению приоритетных задач развития личности, сохранения и укрепления здоровья детей, как физического, так и психического, интеллектуального, социального.
Цель программы: общее развитие личности,формирование культуры здорового образа жизни посредством туристско-краеведческой деятельности.
Планируемые результаты:
По окончании первого года
Знают:
• состав личного и группового снаряжения;
• организацию туристского быта, привалов и ночлегов (типы костров и их названия: «колодец», «шалаш», типы палаток и их назначение);
• распределение обязанностей в группе;
• основные требования к организации питания в походе;
• основные правила безопасности в походе и быту и основные причины возникновения опасности;
• основные естественные препятствия и способы их преодоления;
• основные узлы и их применение;
• различия между географической и топографической, спортивной картами;
• основные топографические и спортивные условные знаки (10-15 знаков);
• масштаб линейный и числовой;
• устройство компаса;
• определение расстояний до видимых предметов;
• способы ориентирования;
• действия в случае потери ориентировки;
• состав походной аптечки (минимальный);
• алгоритм действия при тепловом ударе, ожогах, обморожении;
• географическое положение Кемеровской области, ее особенности (рельеф, климат; фауна, флора – наиболее известные растения и животные Кемеровской области, занесенные в Красную книгу.);
• города Кемеровской области, историю своего края, известных людей родного края, административное деление и памятники истории и культуры города;
• комплексы физических упражнений на развитие различных групп мышц и спортивные игры.
Умеют:
• собрать рюкзак;
• ставить палатку, разжигать костер;
• преодолевать основные естественные препятствия;
• завязывать основные 6 узлов (схватывающий, двойной проводник, встречный, простой проводник, проводник восьмерка, грейпвайн) и применять их по назначению;
• организовывать страховку и самостраховку;
• ориентироваться по карте при помощи компаса и условных знаков;
• читать топографическую карту;
• ориентироваться по местным предметам;
• работать с картой Кемеровской области;
• собирать походную медицинскую аптечку,;
• оказать первую доврачебную помощь при тепловом ударе, ожогах, обморожении;
• транспортировать пострадавшего;
• выполнять на лыжах скользящий шаг; попеременный двухшажный ход; спуски со склона в низкой, основной, высокой стойке; подъёмы «лесенкой»; ступающий шаг.
По окончании второго года обучения учащиеся
Знают:
• состав личного и группового снаряжения для походов 1 категории сложности и требования к нему;
• организацию бивачных работ;
• требования к месту бивака;
• типы костров «колодец», «шалаш», «нодья», «таежный», «звездный», «пушка»);
• значение правильного питания;
• режим питания, состав и калорийность продуктов, набор продуктов питания для похода, методы и способы сохранения продуктов в походе;
• правила и принципы преодоления естественных препятствий (овраг, тонкий лед, спуск, подъем, траверс);
• основы техники лыжного туризма;
• тактику движения по пересеченной местности;
• правила безопасности в туристском походе;
• снаряжение для обеспечения безопасности;
• технику скалолазания;
• правила и принципы измерения расстояния по карте и на местности;
• 25 условных знаков спортивных карт;
• различные способы ориентирования;
• принципы ориентирования по местным предметам;
• алгоритм действий в случае потери ориентировки
• способы транспортировки пострадавшего;
• экскурсионные объекты и туристские возможности Кемеровской области;
• методику ведения простейших наблюдений в походе;
• комплексы упражнений на различные группы мышц и на специальные группы мышц.
Умеют:
• подготовить к походу 1 категории сложности личное и групповое специальное снаряжение, изготовить простейшее и отремонтировать личное и групповое снаряжение;
• организовать туристский быт: поставить бивак, развести костер, организовать привалы и ночлеги, привести в порядок место стоянки;
• правильно оформить маршрутные документы;
• организовать питание в туристском походе: составить меню, расфасовать продукты, приготовить на костре;
• вязать 10 узлов (схватывающий, двойной проводник, простой проводник, встречный, проводник восьмерка, грейпвайн, булинь, австрийский проводник, штык, стремя);
• пользоваться снаряжением для обеспечения безопасности;
• соблюдать правила ТБ в походе и на биваке, на скалодроме;
• ориентироваться по топографической и спортивной карте;
• брать азимут и двигаться по азимуту;
• ориентироваться в различной обстановке и ситуации;
• оказывать первую доврачебную помощь при переломах и кровотечениях;
• изготовить средства для транспортировки пострадавшего и транспортировать пострадавшего различными способами;
• выполнять упражнения на развитие различных групп мышц, выполнять на лыжах: скользящий шаг; попеременный двухшажный ход; одновременный бесшажный ход; спуски со склона в низкой, основной, высокой стойке; торможение «плугом»; подъёмы «лесенкой», «ёлочкой», «полуёлочкой», ступающий шаг, перестроения, повороты махом, комплексы упражнений на снарядах;
• выполнять комплексы упражнений на различные группы мышц и на специальные группы мышц;
• читать карты атласа Кемеровской карты, топографические карты;
• составлять гербарий;
• рассчитывать расход воды в мелких водоемах.
По окончании третьего года обучения учащиеся
Знают:
• состав личного и группового снаряжения для походов 2 категории сложности и по видам туризма;
• принципы организации и правила подготовки к походу;
• правила оформления и сдачи маршрутных документов;
• как найти и выбрать маршрут, определить протяженность и категорию похода;
• принципы ориентирования в сложных условиях;
• масштабные и внемасштабные, линейные, площадные условные знаки;
• 30 условных знаков спортивных карт, символьные легенды контрольных пунктов;
• правила соревнований по спортивному туризму, ориентированию;
• маршруты пешего, лыжного, спелео-туризма по родному краю;
• тактику преодоления препятствий по бревну, по параллельным веревкам, навесной переправе, скальных участков;
• действия в случае угрозы стихийного бедствия;
• правила безопасного поведение на воде;
• топонимику Кемеровской области;
• методику проведения метеорологических и гидрологических, экологических наблюдений, как правильно обработать наблюдения и составить отчёт;
• правила оказания первой доврачебной помощи при утоплении, укусах змей, клещей;
• субъективные данные самоконтроля, меры предупреждения переутомления.
Умеют:
• самостоятельно подготавливать к походу личное и групповое, специальное снаряжения для похода 2-3 категории сложности;
• разбивать и убирать бивак с учетом экологии;
• приводить в порядок место стоянки;
• оформлять маршрутные документы;
• организовывать питание в туристском походе: составить меню для похода 2–3 категории сложности, расфасовать продукты, приготовить на костре;
• преодолевать естественные препятствия по бревну, по параллельным веревкам, навесной переправе, скальным участкам;
• использовать символьные легенды контрольных пунктов на соревнованиях;
• проводить метеорологические и гидрологические, экологические наблюдения, обрабатывать наблюдения и составлять отчёт;
• пользоваться классификатором маршрутов, выбирать маршрут нужной категории сложности;
• пользоваться снаряжением для обеспечения безопасности;
• оказывать первую доврачебную помощь при утоплении, укусах змей, клещей; вести дневник самоконтроля.
По окончании четвертого года обучения учащиеся
Знают:
• правила безопасности в спортивном туризме и на дистанциях соревнований;
• требования к туристскому походному снаряжению и оборудованию;
• состав ремонтного набора;
• правила проведения соревнований по спортивному ориентированию и разрядные требования по спортивному туризму;
• права и обязанности судей и участников;
• калорийность дневного рациона, способы его увеличения в категорийном походе, «карманное» питание;
• условные знаки гидрологии, растительности, искусственных сооружений, рельефа, населенных пунктов, дорожно-тропиночной сети, местных предметов, географические координаты, номенклатуру карт, глазомерную съёмку местности;
• тактику спортивного ориентирования, ориентирования на местности в спортивных походах;
• тактику преодоления препятствий по бревну, по параллельным веревкам, навесной переправе с наведением и демонтажем перил;
• природоохранную деятельность в условиях похода и экологическую культуру туриста-спортсмена;
• основные приемы и методики выполнения наблюдений за окружающей средой;
• действия в случае угрозы стихийного бедствия;
• использование, дозировку и показания для применения медикаментов при различных заболеваниях и травмах, правила оказания первой доврачебной помощи при поражении электрическим током, переломах, травмах позвоночника, приготовление и применение лекарств
овладевают умениями
• анализа различных спортивных и нештатных ситуаций при участии в соревнованиях;
• чтения условных знаков: гидрологии, растительности, искусственных сооружений, рельефа, населенных пунктов, дорожно-тропиночной сети, местных предметов,
• выполнять глазомерную съёмку местности,
• читать и корректировать карты районов г. Новокузнецка,
• подготовки, изготовления и ремонта личного и группового снаряжения для лыжного, горного путешествий;
• распределения запаса питания между участниками туристского похода, приготовления пищи на костре и газовой горелке в горных условиях;
• изготовления укрытий из подручных средств,
• составления отчётов о туристском путешествии;
• правильно разбить и свернуть бивуак с учетом экологических требований;
• умеют оказать первую доврачебную помощь при поражении электрическим током, переломах, травмах позвоночника, определить лекарственные растения;
• изготовить волокуши и транспортировать пострадавшего,
• вести дневник самоконтроля туриста-спортсмена;
• умеют безопасно преодолевать естественные препятствия по бревну, параллельным веревкам, навесной переправе с наведением и демонтажем перил;
• умеют применить технику и тактику спортивного туризма на дистанциях, организовать командную страховку.